Все люди понимают, что жизнь нельзя сводить к тусовке, что в ней должна быть некая религиозная составляющая.
Во всех движениях, относящихся к религии, есть некая общая логика. Но если я вхожу в какую-то религиозную традицию, то я вхожу в мир, сформировавшийся без меня и до меня, а, значит, я должна будет себя подгонять под те формы жизни и мысли, которые есть в этой традиции.
Далеко не всем это нравится. Чтобы этого избежать – можно создать собственную религию для самого себя. Но в этом случае проявится другая проблема: религия, созданная для себя, не дает тебе власти над другими.
Ты становишься властелином необитаемой планеты, и некому восхвалять твою мудрость и величие. Итак, в живой традиционной религии есть много людей, но нет места для твоих амбиций, а в религии имени себя не к кому свои амбиции прилагать, поскольку есть ты здесь во всей неущемленности своих хотелок, но больше нет никого.
Долой логику — своя религия!
Но выход есть: подобрать громкий, но мертвый брэнд. Для обретения власти идеально подходит религия фиктивная или бесписьменная.
Бесписьменную религию возрождают всюду, реанимируют, якобы, древнерусские культы или древнескандинавские: все, что не оставило после себя текстов. И еще это должна быть мертвая религия, та, у которой сейчас нет центров и нет живых носителей, которые могут ограничивать свободу самозваных жрецов.
Фиктивная же религия – это обращение к чисто литературным памятникам с тем, чтобы заявить: это больше чем сказка, это эзотерическое мистическое послание, и именно у меня есть ключ, чтобы эту сказку, этот роман, который вам так нравится, прочитать в духовном смысле.
Реально ли найти общий христианский язык с, например, толкиенистами?
Рано или поздно человек начнет понимать, что в затянувшейся игре роли радикально меняются и играют на самом деле им. Как только он поймет, что его сознание может однажды навсегда остаться в этих мирах, по которым он привык путешествовать, он будет искать способ защитить себя. Не потерять то, что полюбил в своих играх, но и не порвать с миром людей. Это значит, что пора брать уроки по обратному переводу со средиземноморского на христианский: Илуватар – это значит Бог.
Что лучше — «наше» или «их»?
И раз уж разговор пошел про сказки… Мы часто задаемся вопросом — что лучше: показать детям фильм «Властелин Колец» или «Гарри Поттер», дать почитать соответствующую книжку или почитать наши русские народные сказки?
Народные сказки в их оригинальном виде слушались всей семьей. Отдельной детской комнаты в русской избе не было, как не было и отдельной детской литературы. Взрослые рассказывали сказки про себя и для себя. Когда Афанасьев в конце 19 века стал эти сказки записывать, то оказалось, что это малоцензурное чтение. Их стали перелагать для детей уже в советские годы. Цензура превратила их в сказки для очень определенной возрастной группы, для дошкольников.
«Гарри Поттер» — это сказка, обращенная к подросткам, а «Властелин колец» – это сказка для юношества. Так что сравнивать их – все равно, что видеть в детской педальной машине конкурента компьютеру.
Адаптировали сказки советские издательства, поэтому про христианское ядро там говорить не приходится. Если же брать не адаптированные сказки, афанасьевские, то надо сказать, что это энциклопедия жизни народа, поэтому там есть все. Там есть сюжеты вполне христианские, но есть и вопиюще антихристианские, есть и такие, какие просто по ту сторону добра и зла. В одной из сказок Иванушка-дурачок начинает торговать трупом своей матери – чего уж тут христианского!
Если же провести анализ и поглядеть, какие качества пользуются наибольшим одобрением в русских сказках, то получится, что в этих сказках больше всего воспевается лукавство. Воровство, мелкое мошенничество… Удачливых победителей в них не судят.
И подводя итог, все же хочется понять, что безопаснее, что полезнее читать ребенку-подростку? Толкиена, Роулинг или наши сказки? У меня напрашивается ответ: Джека Лондона пусть читает!
Главная религия для человека – это его семья, отношения в ней и за ее пределами. И уж, если так хочется быть впихнутым ну хоть в какую-нибудь, но религию, то пусть это будет Любовь и доброта, теплые отношения с родными и друзьями, и всегда иметь голову на плечах.
{"file":"/20131205-070929.-.————1991.mp3","place":"user:310"} Лариса Долина (комп. В.Дашкевич) — Не надо голову терять! («Тень, или может быть, все обойдется», 1991)