В путешествиях для меня самым важным и интересным являются не места, а люди, с которыми меня сталкивает дорога и, конечно же, полная неизвестность. Мое первое путешествие произошло в балканских странах. Мы тогда с любимым просто взяли билеты в Сербию и отправились изведывать новое. Сербия представлялась нам в свете фильмов Кустурицы, поэтому это слегка предопределило наши впечатления и приукрасило реальность. Плана путешествия у нас не было, денег было очень мало, но зато было два месяца лета, палатка, спальники и горелка. Мы сразу решили не пользоваться никакими рекомендациями и путеводителями, прокладывали свои пути, ведь путешествие это и есть шествие по пути. В первый же день мы познакомились с замечательным юношей Стефаном, который просто стоял на улице, ожидая кого-то, и играл в йо-йо. Так нам показали Белград, мы побывали на маленьких концертах, в квартирах друзей, в подпольных барах, просто наблюдали как дышит Белград, какой он страстный и живой город, как он звучит, какие фильмы смотрят в нем, какую музыку играют и слушают, какие факультеты выбирает молодежь и почему. Нас очаровал Белград, мы видели разрушенные НАТО здания и понимали, что люди пускающие заряды никогда не были в этом городе, никогда не чувствовали его ритм, не улыбались на улицах, заполненными красивыми девушками и женщинами ( добавлю, что никогда не видела сразу столько красивых девушек)! Мы учились жить в том городе, узнавали людей и узнавали себя. До Белграда я была очень зажатой и мне было вообще сложно общаться с большим количеством людей и незнакомцев. Там я поняла, что ничего нет проще, чем заговорить со всеми одновременно и улыбаться им! Мы не увидели основных достопримечательностей, о которых нам сообщали родители, прочитав о них в интернете. Мы просто бродили и дышали и не знали куда отправимся дальше.
Но как-то утром мы все же отправились дальше по Дунаю и приехали в маленький сербский городок, который дышал древностью и почему-то тяжестью. Я хорошо помню свои ощущения от него, от маленьких дворов, покосившихся домов, от женщин с детьми, которые не были легки и радостны, а почему-то были тяжелы и грустны. Мы не задержались там надолго, но ощущения до сих пор воспринимаются, как достаточно тягостные. Мне все напоминало сюрреалистический сон, мне даже не верилось, что это действительно происходит. Дунай был очень быстр и на берегах сидели рыбаки, на горе была крепость, а вокруг плотными рядами стояли древние постройки, на узких улицах играли дети, в некоторые дома можно было заглядывать и видеть простой быт, иногда попадались мастерские, звуки которых разносились по улицам. Город жил, но там я была наблюдателем и чужаком. В крепости я ощутила себя в немногочисленном экскурсионном потоке, люди в котором внимательно двигались по заданной траектории с фотоаппаратами. Я была вместе с ними, но бесконечно далека от крепости и ее истории. Я хотела трогать стены и понять, почему же так тяжело находиться здесь, словно вся древность мира обрушилась на меня, тогда и пришли мысли о смерти, о безысходной конечности всего, этих внимательных черноглазых девочек и стариков, читающих газеты, о столь быстром Дунае и бесконечном количестве судеб, свершившихся на его берегах. Мои фантазии уносили меня все дальше и дальше в том городке, и я словно перестала быть там. Я не могла быть туристом в том городе, я как-то слишком близко его приняла и ощутила скуку и смирение людей с крепостью на горе и слишком быстрым Дунаем.
Затем после Сербии мы отправились дальше, об этом я напишу позже. И хочу лишь сказать, что сама страна произвела на меня впечатление места, где молодость со старостью, скорбь и смех живут слишком близко к друг другу. Люди страстные и их страсть двух видов: они готовы любить до беспамятства и они готовы убивать. Они безудержны и в то же время спокойны. Может быть я ничего не поняла о Сербии, но теперь она есть в моем воображении, моя персональная Сербия, через которую я проложила себе путь со своими впечатлениями и ощущениями, на которые никто не влиял. И поэтому мне показалось очень важным, что в путешествиях важно не просто перемещаться, а прислушиваться к людям, принюхиваться к местам, присматриваться и открывать себя в новых городах и странах, чувствовать, что же дает новое путешествие именно нам, зачем мы здесь, не для очередной же фотографии «на фоне».
Автор фото Vitaly Genarov