Многим уже известна древняя индийская медицинская система — аюрведа ( санскр. «знание о том, как поддержать жизнь, долголетие»), главный принцип которой заключается в том, что физическое тело человека состоит из трёх классов элементов, у здоровых людей находящихся в балансе. Причинами же всех болезней является дисбаланс одной из групп элементов и, соответственно, лечение больного будет происходить за счет воссоздания равновесия и приведения в «норму» избыточного или недостающего элемента. Группы элементов, пребывающие в балансе, называются тридхату («три элемента») и состоят из следующих элементов — ветер (вата), огонь (питта), вода (капха). Когда же внутренний баланс нарушается, то из элементов они превращаются в тридоша («три ошибки»).
Почти у каждого человека наблюдается нарушение первоначального баланса, поэтому врач для его восстановления, определяет тип человека, а именно выделяет доминирующую группу элементов. Следующая за ней оказывается второй по значимости и также участвует в определении типа человека, потому что не часто встречаются люди лишь с одним главным элементом. При определении преобладающих групп элементов врач подбирает лечение, позволяющее нормализовать огонь, ветер и воду. Так, огонь (питта) отвечает за здоровье пищеварительной системы, за зрение и чувственную активность и по сути является энергетической системой. Ветер (вата) отвечает за дыхание, говорение и всевозможную двигательную активность. Вода (капха) представляет собой всю жидкость организма, как кровь, соединительные ткани, которая позволяет быть телу единым целым. Следовательно аюрведа рассматривает человеческий организм во всей его целостности и подбирает способы лечения, позволяющие восстановить первоначальное единство. Интересно, что дисбаланс происходит не только из-за физических проблем, но и из-за состояния сознания, ума, духовной жизни и окружения, в котором человек находится. Поэтому лечение подразумевает погружения человека в благоприятную для его нарушенных элементов обстановку, что возвращает утерянную гармонию.
Это позволяет задуматься над тем, что сами по себе составляющие нас элементы, относятся не только к телу и его работе, но и к нашей жизни в целом. Если применить все три группы элементов к нашему психологическому состоянию, то станут понятны причины многих невзгод или же, наоборот, помогут принять нам правильное решение. Так, например, чтобы определить свою преобладающую группу элементов, не обязательно обращаться к специалисту, ведь можно просто по описаниям всех типов определить свой собственный и затем уже провести параллель между своим типом и своим характером, настроением, состоянием ума. Более того знание о собственном типе позволит выбирать более подходящие практики, например, йоги. Так как существует большое количество направлений и стилей йоги, то вовсе не надо практиковать одновременно все подряд стили. Например, динамичная аштанга-виньяса никак не подойдет ветру, куда разгоняться дальше? Медленная практика Шивананды йоги не совсем подходит воде, так как лишь усиливает ею «текучесть» и медлительность. Огню не стоит практиковать бикрам-йогу и т.п. То есть определение своего типа тела позволяет узнать какие именно стили практики могли бы ему восстановить скорее внутренний баланс. Я не затрагиваю другие практики, так как изначально принятие системы аюрведы подразумевает именно практику йоги, так как они в целом не отделимы друг от друга, но по этому же принципу можно выбирать разные физические упражнения. Также возможно применить подобные характеристики и к нашему общению с другими людьми. Например, для капхи просто необходим друг вата, который позволит слегка расшевелить медлительность воды, ее текучесть и зачастую неподвижность. Огню, в свою очередь, не повредит общение с водой, которая будет слегка успокаивать жар первого. Таким образом, мы можем на уровне элементов замечать как общение с разными людьми по-разному влияет на нас, если смотреть через призму этих трёх элементов.Что же касается состояния ума, то оно вполне определяется доминирующим элементом. Например, у ваты ум очень неспокойный, всё хочет объять, все захватить, не задерживаясь долго на одном объекте. С другой стороны, вода, наоборот, способна медленно и тягуче перетекать с одного объекта на другой. Огонь досконально способен изучать один предмет и переходить затем к следующему. Под стать трём состояниям ума, возможно подобрать соответствующую медитацию. Например, для ваты, я бы посоветовала, медитировать, созерцая какие-либо внешние объекты, например, огонь или деревья. Питта же в медитациях может обращаться к звукам вокруг, ощущениям в теле, если концентрация на дыхании, то на очень медленном и глубоком. Капха же может начинать медитации с быстрого и интенсивного дыхания, разгоняющего застоявшуюся воду. Когда же практикующий способен переходить к более сложным медитациям, то я также рекомендую выбирать их в соответствии со своим типом, это позволит не навредить себе, увеличив или уменьшив и так нарушенный баланс элемента.Более того под каждый тип может подходить и не подходить окружающая среда, климат и даже культура. Безусловно, невозможно себе представить, чтобы люди переезжали с континента на континент в поисках подобающего для себя климата и традиций, но тем не менее, подобные нюансы можно учитывать при выборе места для предстоящего отпуска.
Таким образом, начиная с выбора пищи и заканчивая всякой деятельностью и даже местом, можно руководствоваться знаниями глубочайшей древности, соотносить их с собственным телом и умом, способными восстановить первоначальную гармонию. Аюрведа предлагает целостное знание о теле, сознании и окружении человека, поэтому принимая её, важно не ограничиваться диетой или массажем, а сделать аюрведические принципы основой своей жизни для того, чтобы это знание могло приносить плоды.
Здесь я лишь вкратце затронула аспекты аюрведы, но каждый заинтересовавшийся найдет множество интересных работ на этот счет. При написании данного текста использована статья «Аюрведа» В.Г. Лысенко (Индийская философия: Энциклопедия, М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009.)
Клаасно! Вот бы ещё ссылочки увидеть на видео-занятия для разных типов