Почему человек становится жертвой? Причин тому немало. Но главная из них – чувство страха. Есть такая древняя восточная притча. Шел дервиш по дороге и встретил Чуму. «Куда ты идешь?» – спросил он. «В город, – ответила Чума. – Мне нужно забрать там жизни трех тысяч человек». Через несколько дней дервиш и Чума снова встретились. «Что ж ты не держишь слова, – упрекнул ее дервиш. – Обещала умертвить три тысячи, а уничтожила весь город». «Нет, я сдержала слово, – сказала Чума. – Я взяла жизни только трех тысяч. Остальные умерли от страха».
Современные научные исследования подтверждают глубокую мудрость, заключенную в этой притче: по данным Всемирной организации здравоохранения, во время различных природных катаклизмов и катастроф от смертельных травм погибает всего тридцать процентов. Остальных убивает… страх.
Страх – древнейшее, но до сих пор мало познанное чувство человека. Даже в современной психологии в отношении него существует колоссальная неразбериха. Вплоть до диаметрально противоположных точек зрения: одни призывают полностью искоренить страх, в то время как другие утверждают, что страх необходим и полезен как фактор, уберегающий нас от опасных и необдуманных поступков. Дескать, если бы не страх, мы начали бы прыгать из окон, совать руки в огонь и делать прочие саморазрушающие вещи. Некоторые отрасли психологии каждую фобию рассматривают как отдельный страх, и потому по их классификации сегодня уже существует более тысячи (!) разнообразных фобий (вплоть до таких занятных, как «фобия открытой форточки»).
Подобная неразбериха происходит из-за того, что страх путают с инстинктом самосохранения. Но это совершенно разные вещи. Инстинкт самосохранения заложен в нас на уровне подсознания, его задача – обеспечить нам выживание. Именно он удерживает нас от того, чтобы сунуть руку в огонь или сократить путь на улицу, выпрыгнув из окна. Именно он обеспечивает правильные действия, необходимые для выживания в критической ситуации. Страх же – это порождение нашего интеллекта, то есть, наших убеждений и верований. Он ориентирован не на обеспечение выживания человека, а на соблюдение социальных ценностей и установок, полученных в процессе воспитания. Ценности же эти зачастую никакие не ценности – просто ложные и ничем не подкрепленные верования, унаследованные нами от родителей, других авторитетных людей и не подтвержденные нашим жизненным опытом.
Разницу между страхом и инстинктом самосохранения легко понять на таком примере. Сотрудник правоохранительных органов оказался в критической ситуации, при которой необходимо применить оружие. Инстинкт самосохранения однозначно «скажет» ему: «Стреляй!». А страх вместо конкретных рецептов начнет подбрасывать мысли: «Вдруг ситуация недостаточно острая для того, чтобы применить оружие? Вдруг я кого-то убью, а применение оружия сочтут незаконным и меня посадят в тюрьму?». Пока он над этим раздумывает, его убивают.
Парадокс в том, что с помощью интеллекта в такой ситуации вообще невозможно быстро сделать правильный выбор. Во-первых, нашему уму нужно время, во-вторых, он обожает спорить сам с собой до бесконечности. В острых ситуациях безошибочно работает только одно – интуиция и рефлексы, которые нужно заранее тренировать. Именно поэтому в некоторых странах бойцам элитных спецподразделений психологи рекомендуют в острых ситуациях руководствоваться принципом: «Лучше пусть потом судят двенадцать (присяжных-авт.), чем завтра несут шестеро».