Руки сжимала руль недорогого байка. Я мчался по кольцевой набирающего популярность азиатского острова. В голове крутились мысли: «Так вот, почему я такой!», «Теперь мне все понятно!».
На днях мне порекомендовали почитать книгу Экхарта Толле «Новая земля» и в ней я вычитал, что все люди подсознательно чувствуют ограниченность себя и своего поведения рамками эго. И многие так или иначе, пытаются за эти рамки выйти.
Кто-то достигает успехов в учебе, другие из последних сил завоевывают КМС по плаванию. У каждого свой путь выхода из посредственности.
Такой путь есть и у меня. Он называется «Геймификация жизни». И я стараюсь его продолжать по сей день.
В этой статье я хотел бы поделиться своим методом разотождествления с эго или, если вам так больше нравится, — личным развитием. Этот путь интересный, захватывающий, не требует больших надрывов и перешагиваний через себя.
Уверен, у вас есть если не свой ребенок (а у многих читателей ЖИ он есть), то хотя бы племянник или ребенок друзей.
Вспомните, как вы наблюдали за ним в последний раз. Дети лет до трех представляют собой воплощение идеи геймификации в жизни. Они создают захватывающую игру на ровном асфальте, даже песочница не всегда нужна.
Только он увидел голубя, как с воплем «Гули-гули-гули!!! на всю улицу устраивает погоню за бедной птицей.
Дети интересуются всем на свете. Каждый родитель проходил через „почемучный возраст“. Когда помимо вопроса „Откуда берутся дети?“ тебя заводят в тупик всякие „Почему небо голубое?“, „Почему люди воюют?“.
У детей нам многому стоит поучиться. Но самое главное — энтузиазму, радости, нестерпимому желанию исследовать и играть.
Что ж, ниже вы найдете шесть игровых систем, которые могут оказать вам существенную помощь в личном развитии.
- Взлом Осознанности
- Первый уровень — R2D2
- Второй уровень — Падаван
- Третий уровень — Мастер Йода
- Взлом Времени
- Первый уровень — студент Слизерина
- Второй уровень — студент Пуффендуя
- Третий уровень — студент Гриффиндора
- Взлом Финансов
- Первый уровень — Школьник
- Второй уровень — Золотая молодежь
- Третий уровень — Билл Гейтс
- Взлом Талантов
- Первый уровень — Бронзовый призер
- Второй уровень — Серебряный призер
- Третий уровень — Золотой призер
- Взлом Характера
- Первый уровень — Джо Кардоба
- Второй уровень — Карлос Кастанеда
- Третий уровень — Дон Хуан
- Гангстерское Тестирование
Взлом Осознанности
Сегодня многие увлекаются личным развитием. Для кого-то это карьера, для других — достижение целей.
Для меня личное развитие — это о том, как уменьшить количество автоматических, неконтролируемых поведенческих реакций и увеличить осознанность.
Обычно, если в недешевом заведении тебе попадется официант, который нахамил, принес не то блюдо и еще говорит: „Форель под сливочным соусом? Да нет же, вы заказывали овощи на гриле!“ — невольно выходишь из себя.
И только вечером анализируешь, ну зачем было обзывать официанта паршивым слугой, кидать ему форель в лицо и выливать на голову бокал Бруннелло ди Монтальчино. Если можно было просто молча съесть овощи и больше не приходить в этот ресторан.
Взлом Осознанности — это игровая система повышения уровня сознательности против автоматизмов, которые мы не контролируем.
Итак, в этой игре есть три уровня.
Первый уровень — R2D2
На этой стадии ты сначала включаешься в свои эмоции, конфликтуешь с близкими из-за немытой посуды и только постфактум вспоминаешь, что был неосознан.
Главная задача на этом уровне — признаться себе, что не все свои поведенческие реакции ты выбираешь самостоятельно. Многие из них происходят сами по себе, их даже нельзя изменить.
Бывает, нервничаешь из-за того, что мог не выключить дома утюг. Вроде, понимаешь, что глупость. Но с другой стороны, весь день можешь переживать. И только перед сном вспоминаешь: „Ну сколько можно уже? Раз в неделю об этом думаю. Хватит!“.
Не подумайте, что я не только взломщик, но и поджигатель. Просто чаще всего эта тревожность у нас беспочвенна.
После того, как вы стали отдавать себе отчет в том, что сначала выходите из себя, а потом вспоминаете об осознанности — начните вести дневник.
В нем записывайте, какие ситуации вызвали у вас неконтролируемые реакции и ставьте минус, если только потом осознали, что были не в себе.
Переход на следующий уровень Взлома Осознанности происходит, когда вы начинаете осознавать свои автоматизмы во время их действия, а не после.
Второй уровень — Падаван
Ключевое отличие этого уровня от R2D2 — осознавание себя во время ссоры с официантом, а не после.
Это когда он вам принес овощи вместо форели, вы уже замахнулись бокалом с вином за 6780 рублей, и в какой-то момент в голове как будто тумблер переключился „Что же я делаю? Этот парень только из института выпустился, что мне из-за него настроение себе портить!“
Становиться осознанным до окончания автоматической реакции однозначно лучше, чем после.
Продолжайте вести дневник, и если вы заметили признаки второго уровня в том, как реагируете на жизненные ситуации — ставьте плюс напротив них.
Но если пойти дальше и с помощью дневника натренировать свое внимание вообще не входить в эти реакции, вы перейдете на третий уровень.
Третий уровень — Мастер Йода
Собственно, это один из финальных уровней в игре Взлом Осознанности.
Здесь любая автоматическая реакция происходит лишь в вашем воображении. Меня хорошо поймут мечтатели. Бывает, стоишь на светофоре и представляешь, как вместо старых Жигулей и советской Волги на старте стоят желтая Феррари и Бугатти Вейрон. 3, 2, 1 — и они начинают гонку.
Все это происходит не в реальности, а лишь в вашей фантазии. Точно также и на уровне Мастера Йоды.
Когда официант приносит вам противные, непрожаренные овощи за $52 вместо вкуснейшей радужной форели — вы просто отслеживаете, как в вашей голове начала разворачиваться кинокартина, где вы обвиняете официанта в некомпетентности.
При этом ваше тело расслабленно, настроение не испорчено. Это означает, что вы сохранили осознанность до включения в автоматизмы.
Это круто, поздравляю. Запишите в дневнике пометку восклицательным знаком напротив таких событий.
Раз в неделю пересчитывайте количество минусов, плюсов и восклицательных знаков. Ваша задача — увеличить вторые и третьи, а первые минимизировать.
Играйте на здоровье!
Взлом Времени
Еще одна игровая практика саморазвития, которая мне очень нравится — это хронометраж.
Все, что вам нужно — это завести себе табличку, в которой день расчерчен по 15 минут.
В каждую ячейку времени вам следует записывать, чем вы занимались в это время. С помощью Взлома Времени вы сможете успевать гораздо больше и, самое главное, перестать откладывать дела на потом, проводя время за просмотром рецензий на „50 оттенков серого“ (кстати, больше всего меня шокировал факт, что этот роман написан на основе фанфика „Сумерек“, проверьте в Википедии сами!).
Так же, как и во Взломе Осознанности, в этой игре есть три уровня.
Первый уровень — студент Слизерина
Ваша задача на этом этапе — учитывать свой сон. То есть, сколько времени вы вообще спали сегодня.
Рекомендую поставить себе напоминание на время вашего подъема записать, в какое время вы легли спать и в какое проснулись.
Как только вы перестали забывать фиксировать время своего сна хотя бы неделю, можете переходить на следующий уровень.
Второй уровень — студент Пуффендуя
Этот уровень характерен тем, что помимо сна вы теперь фиксируете рабочее время. Ох, как же это нелегко.
То и дело забываешь, что нужно записать, чем занимался прошлый час (кстати, не обязательно раз в 15 минут записывать свои затраты времени, можете спустя несколько часов восстанавливать свою деятельность по памяти).
Когда освоил учет сна и рабочего времени, ты уже практически полубог. Для того, чтобы перейти на следующий этап — просто добавь учет всего остального в свой Взлом Времени.
Третий уровень — студент Гриффиндора
Честно говоря, я знаю не так много людей, которые находятся на этом уровне. Тем не менее, они есть и вживую я их видел. Над их головой то и дело появляется овальный ореол, но быстро пропадает.
На этом уровне вы учитываете 24 часа своего времени. Это непросто и многие срываются (особенно, если сразу на этот уровень перейти). Но если вы были молодцом и пошли постепенным путем, вам будет уже не так сложно.
Когда вы понимаете, на что тратили время в течение года, проясняются глобальные закономерности своей жизни. К примеру, как вам лучше работается — аврально или регулярно. Сколько вы спите в течение месяца, сколько вам нужно общаться с людьми для полного счастья.
Уровень студента Гриффиндора — большое достижение во Взломе Времени. Желаю вам поэкспериментировать с этим!
Взлом Финансов
Еще одна интересная игра — это управление финансами. Не хочу показаться занудой (хотя моя девушка часто так говорит обо мне), но работать со своими финансами необходимо. Вряд ли для вас это новость.
Вот три уровня, которые помогут вам сделать этот процесс интересной игрой.
Первый уровень — Школьник
На этом уровне вы учитываете свой доход. Больше ничего не нужно.
Просто с помощью любого приложения (сейчас их просто миллион, к примеру Easy Finance) записывайте все поступления средств. Обязательно учтите подарки, ведь это тоже денежный поток в вашу сторону.
Не обязательно искать стоимость духов, которые вам подарили, но если вы на обеспечении у мужчины или у женщины, я бы с удовольствием, например :), записывайте в доход денежные подарки, которые делает ваш партнер.
Второй уровень — Золотая молодежь
Теперь вы уже знаете, сколько денег вам приходит в месяц! Это суперкруто.
Как насчет того, чтобы и расходы свои начать учитывать? Не так уж это и сложно. Просто записывайте в телефон прямо у кассы, на что потратили деньги и сколько.
К примеру, 502 рубля — супермаркет. 735 рублей — кафе.
Во-первых, вы сможете, наконец, понять, куда деньги уходят. А во-вторых, подготовите себя к переходу на следующий уровень.
Третий уровень — Билл Гейтс
Весь учет доходов и расходов нужен для того, чтобы начать управлять своими денежными потоками. А это как раз третий уровень.
Здесь ваша ключевая задача — планировать банк своих расходов и доходов на (внимание!) год.
Теперь вы понимаете, сколько зарабатываете и тратите в месяц. Настал черед планирования!
Для начала рекомендую не ставить цель удесятерить свой доход. Попробуйте коэффициент 1,5 по отношению к прошлому году (да, я слышал про инфляцию, но цены в стране обычно все-таки не растут с такой скоростью, а зарабатывать больше в кризис не так просто).
А расходы рекомендую или оставить такими же, или увеличить совсем немного. Звучит и правда занудно, зато работает.
Третий уровень во Взломе Финансов — это целое приключение. Почувствуй себя Биллом Гейтсом, когда финансы под твоим контролем!
Взлом Талантов
Еще одна игра, которая мне безумно нравится — это находить свои сильные и слабые стороны.
В этой игре я зашел настолько далеко, что научился определять их не только у себя, но и у других людей. Причем, такие таланты, которые не поменяются на протяжении жизни, а будут только усиливаться в течение времени.
Мне достаточно десяти фотографий человека для этого, ведь форма черепа и лицо отлично отображают сильные и слабые стороны но не будем сегодня о „мистических“ способностях, потому что еще пара таких выходок и больше в ЖИ меня попросят не писать :).
Независимо от того, что вы о себе знаете, рекомендую поиграть во Взлом Талантов. Тут также есть три уровня.
Первый уровень — Бронзовый призер
Когда вы только начали, просто составьте список своих сильных и слабых сторон.
Абсолютно не имеет значения, что вы сюда запишете. Это могут быть кулинарные таланты и умение шить красивые игрушки или навык придумывания решения практически любых жизненных задач буквально из воздуха.
В этой игре не так быстро продвигаешься, как в других, но от этого не менее интересно.
Самое главное на этапе Бронзового призера — постоянно пополнять список своих талантов и слабостей.
Для начала рекомендую заполнить две колонки по двадцать пунктов в каждой.
Ключевая задача — начать задумываться о том, в чем вы по-настоящему хороши, а в чем не очень.
Второй уровень — Серебряный призер
Как только вы более-менее разобрались со своим призванием, время его реализовывать! Возможно, вы уже занимаетесь любимым делом, а, возможно — вам это еще только предстоит.
Как бы там ни было, попробуйте хобби на каждый пункт из списка сильных сторон. Это может занять какое-то время. Но это ведь способно перевернуть вашу жизнь, не ленитесь!
Главная задача этого этапа — протестировать в реальности каждую свою сильную сторону.
Третий уровень — Золотой призер
Это полный дзен, честно говоря. Из основных особенностей данного этапа:
— полное принятие себя (и отсутствие желания переделывать свою сущность)
— любовь к другим (потому что они такие, какие есть, не хуже и не лучше вас)
— выход собственных сильных сторон на мета-уровень (к примеру, способность приготовить великолепный ужин из продуктов в пустом холодильнике или точное видение монетизации бизнес-идей)
Золотой призер — это круто. Здесь вы можете планировать свою жизнь еще на более длительный срок, потому что знаете главные принципы своих сильных и слабых сторон. Как они существуют, что с ними можно делать, как они себя ведут.
Скорее на третий уровень во Взломе Талантов, это и правда необыкновенно!
Взлом Характера
Вместе со Взломом Осознанности эта игра составляет полный комплект.
Если в первой игре вы научились отслеживать автоматические реакции до их появления (а не после), то здесь вы можете не на шутку стать более эффективным на своей работе и в отношениях с близкими.
Вы, наверняка, замечали, что жизненные ситуации требуют разных подходов в поведении. К примеру, если ты агрессивен, это качество может сильно помочь тебе в трудные времена, но когда кто-то предлагает тебе донести твой тяжелый чемодан наверх лестницы, лучше быть мягким.
Вчера вечером мы с другом общались о том, почему отельные гиды бывают такими скучными. Ведь можно рассказать об экскурсии на яхте по Средиземному морю так интересно, что ее хочешь, не хочешь, а просто не сможешь пропустить.
Тем не менее, мой друг за два месяца работы выбился на первое место по продажам в компании крупного туроператора. Просто потому, что подстраивался под клиентов с каждым работал по-максимуму.
Игра во Взлом Характера — про искусство подстраиваться, адаптироваться под ситуацию вместо того, чтобы твердолобо следовать своей линии поведения, когда это не очень уместно.
Данное исследование напоминает мне игру актера. Сложно представить талантливого актера, который все роли играет одинаково.
Первый уровень — Джо Кардоба
Основное задание на этом уровне — ставить задачи во время общения с людьми.
Каким вам нужно быть с начальником сегодня для того, чтобы получить повышение? Любезным или грубым, абстрактным или конкретным, больше молчать или говорить, оперировать фактами или эмоциями?
Самое неэффективное занятие — это быть жестким, твердым в любых ситуациях (где нужно таким быть и где не нужно).
Просто попробуйте прямо сегодня, когда будете общаться со своим близким человеком, попробовать представить, что вы хотите получить от этого общения сейчас?
Откровенную беседу, романтический вечер со свечами, совместное планирование отпуска? Дальше представьте, каким вам нужно быть, чтобы этот разговор хорошо удался.
К примеру, если вы будете сыпать безумными идеями, откровенная беседа может получиться не очень, а вот для отпуска такой образ очень пригодится.
Вместо того, чтобы быть одинаковым — будьте разным!
После какого-то времени практики у вас есть шанс перейти на второй уровень.
Второй уровень — Карлос Кастанеда
Главная задача этого этапа — выписать десять своих субличностей (звучит странновато, знаю), описать их основные характеристики и начать их практиковать.
К примеру, у мужчины это может быть:
— мужчина-ученик (задает интересные вопросы, интересуется)
— мужчина-экспериментатор (мыслит новыми гипотезами)
— мужчина-романтик (организовывает ужин на крыше, говорит комплименты, ухаживает)
— решительный мужчина (принимает самостоятельные решения и выполняет их)
— мужчина-визионер (мыслит перспективами и будущим)
— тактильный мужчина (меньше думает, больше чувствует телом)
— добрый мужчина (может сделать услугу или помочь просто так)
— мужчина-миллионер (говорит о деньгах, считает, мыслит большими финансовыми категориями)
— мужчина-лидер (не боится вести людей за собой, высказывать свое собственное мнение)
— мужчина-отец (заботливый, но строгий, показывает хороший пример)
По началу жонглирование этими образами может вызывать много вопросов, но со временем вы замечаете, что так делают все, просто неосознанно.
Что вам мешает осознанно планировать, где и как себя вести?
На этом этапе вы оттачиваете свое мастерство и выслеживаете те части себя, которые сопротивляются вашим переменам в поведении (стыд или скуку, например).
Когда вы вдоволь натренировались, переходите на третий этап.
Третий уровень — Дон Хуан
Если поначалу какие-то образы давались вам очень сложно (к примеру, мыслить как миллионер, когда у вас в кармане последняя тысяча рублей), то здесь вам становится одинаково легко играть их.
В вашей жизни пропадают конфликты как таковые (редко они помогают вам в решении задач). Наоборот, вы начинаете больше зарабатывать с помощью образа лидера, строите более счастливые отношения с помощью нежности и становитесь по-настоящему интересным собеседником в роли ученика.
Я желаю вам в этом году начать играть во Взлом Характера. Эта практика может серьезно помочь вам стать более осознанным!
Гангстерское Тестирование
Наконец, последняя игра, которую я вам предложу сегодня — это Ганстерское Тестирование. В ней нет уровней (но это не значит, что тут нельзя развиваться).
У этой игры есть правило трех П.
— Планируйте эксперименты
— Проводите эксперименты
— Подводите итоги своих экспериментов
То есть в этом месяце вы, к примеру, придумали поиграть во Взлом Осознанности — отлично, приступайте. Обязательно запишите свои выводы после того, как закончили эту игру, какого уровня удалось достичь, хотелось бы продолжить в будущем?
Гангстерское Тестирование — это такая игра, которой можно посвятить пятьдесят лет и совсем не утомиться. Ведь вы можете внутри этой игры экспериментировать с другими прямо как в Симсах :)!
Геймификация жизни — это очень большой подход, в котором помещаются интересные эксперименты, исследования и вызовы своим способностям.
Вы можете добавлять баллы, рейтинги, награды и звания, уровневые модели. Все это сделает ваше личное развитие (то есть развитие осознанности против автоматических реакций) более интересным и захватывающим.
Эту статью вы можете использовать как каталог экспериментов на ближайший год и таким образом здорово развлечься с пользой.
Начните с той игры, которая вам больше понравилась и со временем попробуйте другие!
Спасибо за внимание, улыбки и то, что дочитали эту статью до конца. Си ю!
Максим Джабали